Основные преимущества

1

1. Статус таможенного перевозчика дает преимущество, основанное на высоком уровне доверия со стороны ваших потенциальных клиентов, особенно важно, если такими являются крупные компании, желающие найти подрядчика для выполнения задач по таможенному оформлению и грузоперевозкам товаров под таможенным контролем по процедуре транзита (нерастаможенных в порту или около границы, а следующих на удобный таможенный пост и СВХ для таможенного оформления).

1.1. Это обусловлено тем, что деятельность таможенного перевозчика прогарантирована перед ФТС России и таможенными органами ЕАЭС финансово и обеспечена предоставлением банковской гарантии на сумму не менее 200 тыс. евро.

1.2. Наличием в штате квалифицированных специалистов, будь то специалисты по таможенным операциям (СТО), водители, экспедиторы, юристы и т.д., т.к. вы уже подтвердили это тем, что Ваша компания является одной из немногих, включенных в соответствующий реестр.

1.3. Большим опытом осуществления деятельности в сфере таможенного дела, грузоперевозок и ВЭД, т.к. статусы не предоставляются компаниям, минимальный срок осуществления деятельности которых составляет менее 2-лет.

2

2. Положительное отношение со стороны таможенных органов при совершении таможенных операций Вашей компанией, т.к. наличие статуса таможенного перевозчика для таможенных органов также является подтверждением следующих характерных для Вашей компании качеств:

  • профессионализм сотрудников компании;
  • наличие у компании большого опыта работы в данной сфере;
  • прозрачное ведение деятельности;
  • своевременная уплата таможенных платежей и отсутствие задолженностей перед таможенными органами;
  • отсутствия нарушений таможенного законодательства.

Без наличия указанных качеств получить статус таможенного перевозчика невозможно.

3

3. Стоимость услуг юридических лиц, имеющих статус таможенного перевозчика/таможенного представителя / УЭО, как правило оценивается выше, чем у компаний-посредников, при этом находится на таком уровне, что для клиента она будет комфортна в силу доверия к компании, являющейся профессиональным участником рынка.​

4

4. Статус таможенного перевозчика позволяет перевозить товары под таможенным контролем по всей территории ЕАЭС без применения мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение).

Если отсутствие таможенного сопровождения значительно экономит время и деньги, то отсутствие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на регулярной основе при перевозке каждой товарной партии сильно облегчает перевозчику жизнь. Ведь в обычном режиме, перевозчик должен вносить деньги, заключать договор поручительства или представлять банковскую гарантию при каждой перевозке на каждую отдельно взятую партию товара.

Согласитесь, это неудобно. Вот и был придуман «институт таможенного перевозчика» для того, чтобы перевозчик мог просто предъявлять в таможенном органе свидетельство (информацию о номере свидетельства) и перевозить все, что хочет под таможенным контролем. При этом, не забывая один раз в год (в редких случаях раз в 3 года) обновлять обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (на практике чаще всего в ФТС России предоставляется банковская гарантия или денежные средства) на сумму не менее 200 тысяч евро, чтобы потом спокойно заниматься перевозочной деятельностью до окончания срока действия обеспечения.

5

5. Возможность перевозок дорогостоящих грузов, гораздо превышающих сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если компания получила лицензию таможенного перевозчика, оформив при этом банковскую гарантию на 15 000 000 рублей, то она может за счет наличия статуса таможенного перевозчика перевозить грузы, превышающие по стоимости эту сумму. К примеру, фирма таможенный перевозчик может на постоянной основе перевозить грузы стоимостью 30 млн. рублей при сумме обеспечения уплаты таможенных пошлин, прописанной в ее лицензии таможенного перевозчика 15 000 000 рублей. Стоит отметить, что при отсутствии лицензии таможенного перевозчика этой компании пришлось бы увеличивать размер обеспечения до 30 млн. рублей, будь то банковская гарантия, договор поручительства или денежный залог при перевозке каждой дорогостоящей партии товара.

6

6. Возможность мультимодальных перевозок

Так как таможенный перевозчик имеет право перевозить товары всеми видами транспорта, то возможна такая схема – ввоз товаров, например авиатранспортом таможенного перевозчика, и дальнейшая перевозка его же автомобильным транспортом.

7

7. Возможность разумного использования автопарка.

Если для перевозок по процедуре МДП необходимо, чтобы автомобили отвечали строгим экологическим и другим требованиям (строго контролируется в странах Европы), то статус таможенного перевозчика позволяет использовать для перевозок внутри стран Евразийского экономического союза более старый транспорт, который в Европу просто не пустят.

Эту схему очень часто практикуют те, кто одновременно имеет допуск к процедуре МДП и статус таможенного перевозчика.
Схема проста – свежая машина, отвечающая необходимым требованиям Европы по экологии (Евро4, 5) едет за грузом в Европу. Привозит его, например, в Брест (Беларусь), а далее сам прицеп с грузом прицепляют к старому МАЗу таможенного перевозчика, и он следует к месту назначения в РФ.

Таким образом, перевозчик бережет дорогие машины (они фактически эксплуатируются только по хорошим дорогам Европы), и одновременно использует для международной перевозки более старые машины, которые годятся только для внутренних перевозок.

8

8. Возможность перевозок своих (и привлеченных) грузов из портов.

Эта схема удобна для тех, кто имеет стабильные поставки, прибывающие в порты (например, России) и свой автомобильный транспорт (пусть даже и старенький). Имея статус таможенного перевозчика, Вы просто приезжаете за своим контейнером в порт, и далее везете его в таможню назначения. Часто для этих целей используется грузовой транспорт, который не пускают в Европу, например, американские большие автомобили (в народе именуемые «крокодилы» или «дреды»). Таких автомобилей можно много увидеть на трассах от портов.

9

9. Осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика дает преимущества при получении статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) в части подтверждения опыта с сфере таможенного дела, логистики и ВЭД.

О статусе таможенного перевозчика

1. Что такое таможенный перевозчик? Определение таможенного перевозчика, предыстория, реестр таможенных перевозчиков, нормативная база

Таможенный перевозчик – это юридическое лицо государства - члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таможенный перевозчик осуществляет перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита без ограничения региона деятельности по всей территории ЕАЭС. Статус таможенного перевозчика подтверждается свидетельством о включении в реестр таможенных перевозчиков, которое выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС России). Срок действия свидетельства не ограничивается. Единственное условие здесь – это ежегодное подтверждение обеспечения уплаты таможенных платежей любым из способов, будь то банковская гарантия, денежные средства (деньги), либо договор поручительства.

В связи со вступлением в силу с января 2018 года Кодекса Евразийского экономического союза (Кодекс) деятельность таможенного перевозчика регламентируется статьями 406-409 Кодекса и статьями 350-353 Федерального закона от 3 августа 201 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также положениями Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков, утвержденного приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1992 (далее – Регламент), в части не противоречащей новому законодательству.

2. В чем смысл получения статуса таможенных перевозчиков?

У многих возникает резонный вопрос, в чем разница между допуском к процедуре МДП и получением статуса таможенного перевозчика?

Основные отличия в следующем:

1. Лицо, получившее допуск к МДП, осуществляет перевозки в соответствии с процедурой транзита только автомобильным транспортом, а таможенный перевозчик может возить грузы автомобильным, морским (речным) и авиационным видами транспорта.
2. Имея допуск к процедуре МДП, можно перевозить товары по территориям более 55 стран-участниц Конвенции 1975 года. Таможенный перевозчик может использовать свой статус только в пределах государств-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
3. Допуск к МДП выдается гарантийной организацией АСМАП по согласованию с ФТС России, а включение в реестр таможенных перевозчиков осуществляет только ФТС России.
4. Предел гарантии перед таможенными органами у таможенного перевозчика выше (не менее 200 тыс. евро, а по факту гораздо выше, об этом мы писали в преимуществе № 5), чем у перевозчика по процедуре МДП (60 тыс. евро), что позволяет избавиться от необходимости конвоирования (таможенного сопровождения) дорогих грузов, платежи по которым превышают 60 тысяч Евро.

3. Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков.

В народе часто используется его старое название – лицензия таможенного перевозчика.

Статус таможенных перевозчиков подтверждается свидетельством о включении в реестр таможенных перевозчиков, форма и порядок применения которого установлены решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». Ну а в реальности оно выглядит так (приведен бланк свидетельства, выдаваемого таможенной службой России).

Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков выдается таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза, включившим юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков. У нас это ФТС России, в Белоруссии это ГТК Республики Беларусь, в Казахстане это КТК Министерства финансов Республики Казахстан и т.д. Свидетельство состоит из двух листов: Первый лист направляется в адрес организации, включенной в реестр таможенных перевозчиков, либо передается представителю этой организации на руки при наличии у него доверенности на право получения свидетельства и копии паспорта. Организация, включенная в реестр таможенных перевозчиков, снимает необходимое количество копий со свидетельства, заверяет своей печатью и подписью директора и раздает водителям транспортного парка для дальнейшего предоставления в таможенных органах. Второй экземпляр остается в ФТС России. Информация о включении организации в реестр и выданном свидетельстве заносится в реестр таможенных перевозчиков, который ведется в ФТС России.

4. Какие обязанности есть у таможенного перевозчика?

Таможенный перевозчик обязан:

1. Соблюдать условия и выполнять требования, установленные Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2. Вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС;
3. Исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
4. Не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;
5. Информировать ФТС России об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

5. Как получить статус таможенного перевозчика?

Для того чтобы стать таможенным перевозчиком и получить свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков необходимо соблюсти ряд условий и представить в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков по форме и перечень документов, подтверждающий соблюдение условий, необходимых для включения в реестр и сведения представленные в заявление.

Чтобы было проще, разберем условия включения в реестр в совокупности с документами, подтверждающими соблюдение этих условий. Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:

1.Осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов под таможенным контролем (таможенная процедура таможенного транзита) в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган. Для подтверждения деятельности необходимо предоставить договоры перевозки грузов (транспортные накладные, коносаменты), подтверждающие осуществление заявителем не менее тридцати перевозок под таможенным контролем в течение двухлетнего периода до даты подачи заявления.

2. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тысяч евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, на день предоставления такого обеспечения.

Организация может выбрать один из следующих способов предоставления обеспечения: банковская гарантия (БГ), договор поручительства (ДП) или внесение на счет ФТС России денежных средств (депозит). Если с внесением денег все предельно просто и останавливаться на этом моменте не будем, то о БГ и ДП стоит поговорить более подробно.

БГ и ДП являются документами, подтверждающими внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, гарантией добросовестного исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами. Наиболее распространенным среди участников ВЭД способом обеспечения и наиболее рекомендуемым с целью удобства получения является БГ, так как она легко оформляется в банках или страховых организациях, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный реестр утверждается приказом ФТС России и постоянно обновляется.

Форма и образец БГ установлены соответствующим письмом ФТС России. БГ предоставляется на сумму не менее 200 тысяч евро (раньше было 20 млн. рублей) по курсу валюты на день предоставления ее в ФТС. Очень важный нюанс здесь заключается в том, что БГ направляется в ФТС с заявлением о включении в реестр и всем пакетом документов, а в отдельных случаях (когда в свидетельство вносятся изменения или обновляется БГ) сопроводительным письмом юридического лица, которые регистрируется в управделами и им присваивается входящий номер и дата – это и будет являться датой представления БГ. Однако не всегда документы регистрируются в день получения, а на следующий или через 2 дня, курс может измениться и получится так, что на день регистрации БГ в ФТС суммы ее окажется недостаточно. Поэтому не стоит четко рассчитывать сумму по курсу, а проще оформить БГ на немного большую сумму. К примеру, курс евро 70 руб. на день представления БГ в ФТС, 200 тысяч евро умножить на 70 будет 14 млн. рублей плюс сумма риска нехватки средств из-за перемены курса 500 тыс. и получается 14 млн. 500 тысяч рублей. Однако, если же ситуация с нехваткой суммы обеспечения возникла, то можно недостающий остаток восполнить внесением денег на счет ФТС России.

3. Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС: в России это лицензия на осуществление перевозок грузов морским (речным) транспортом и удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам (выдаются в подразделениях Ространснадзора Минтранса России по месту регистрации юридического лица), лицензия на осуществление перевозок воздушным транспортом грузов (выдается Федеральным агентством воздушного транспорта Минтранса России).

4. Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.

5. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков у заявителя не должно быть неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: имеется ввиду задолженность перед таможенными органами по неуплате таможенных пошлин, налогов в случае недостоверного декларирования, либо полной или частичной недоставки товаров при совершении перевозок товаров под таможенным контролем;

6. Отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1 (предоставление недостоверных сведений таможенным органам или недостоверное декларирование), 16.2 (недостоверное декларирование), 16.3 (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз, вывоз товаров), частью 1 статьи 16.9 (полная или частичная недоставка товаров), 16.11 (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (пломб и печатей), 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности), частями 2 (осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестра таможенных перевозчиков) и 3 (несообщение, либо несоблюдение срока 5 дней сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр таможенных перевозчиков) статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков (на день регистрации заявления в ФТС России, присвоении ему входящего номера) у заявителя не должно быть вступивших в силу дел об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям в течение года, предшествующего подаче заявления. Таким образом, если заявление было подано 01.01.2017, то в период с 01.01.2016 по 01.01.2017 лицо не должно было привлекаться к административной ответственности по указанным статьям. В противном случае лицо может подать заявление о включении в реестр не ранее чем через 1 год после вступления в силу последнего постановления по делу об административном правонарушении (АП).

6. Что нужно помнить и знать став таможенным перевозчиком?

Первое, что нужно помнить это, то, что таможенный перевозчик может быть исключен из реестра по следующим причинам:

1. Непредставление в ФТС России нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (БГ) после окончания срока действия старого обеспечения.

2. Несоблюдение перевозчиком обязанностей, о которых говорилось выше (пункты 1-3). Подтверждением несоблюдения таможенным перевозчиком таких обязанностей является привлечение его к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 (предоставление недостоверных сведений таможенным органам или недостоверное декларирование) и (или) частью 1 статьи 16.9 (полная или частичная недоставка товаров) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более, за исключением случая, если в течение года, предшествующего последнему административному правонарушению, количество перевозок по процедуре таможенного транзита превысило 4 000 перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, либо 300 перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, либо 5 000 перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, либо 100 перевозок, осуществляемых водным транспортом, сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять более 800 000 рублей;

3. Заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков по собственному желанию: если будет угодно заявителю;

4. Ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС;

5. Реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС.

Если таможенным перевозчиком вносятся какие-либо изменения, связанные с указанием их в свидетельстве таможенного перевозчика, к примеру, меняется юридический адрес таможенного перевозчика, то необходимо направить в ФТС письмо с просьбой внесения изменений в свидетельство, приложив к нему документ, подтверждающий эти изменения.

7. Сроки и процедура включения в реестр таможенных перевозчиков?

Юридическое лицо, заинтересованное в получении свидетельства таможенного перевозчика, направляет по почте в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков с полным пакетом документов, либо представитель юридического лица привозит его в приемную граждан ФТС России и опускает в ящик для входящей корреспонденции, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5.
Затем документы в соответствии с регламентом работы почтовой службы ФТС передаются в управделами, где они регистрируются (им присваивается входящий номер) не позднее дня, следующего за днем поступления документов. Затем документы передаются по компетенции в уполномоченное подразделение ФТС для рассмотрения вопроса о включении в реестр таможенных перевозчиков.
После этого документы проходят сложную процедуру согласования внутри службы.

По закону вся административная процедура включения в реестр должна занимать от 30 до 40 календарных дней, процедура внесения изменений в свидетельство в связи с получением новой БГ или изменением адреса составляет 15 календарных дней. Однако, учитывая бюрократические особенности всех государственных структур в нашей стране, на практике выдача лицензий таможенного перевозчика в эти сроки не укладывается, начиная с процедуры поступления и регистрации документов. Кроме того, существует множество так называемых подводных камней и системных нюансов, связанных «корпоративными» сложностями, несовершенством и «непостоянством» таможенного законодательства, которые могут препятствовать благополучному включению в реестр таможенных перевозчиков.

Бывали случаи, когда компания (к слову очень крупная организация) подавала документы без банковской гарантии для принятия предварительного решения о включении в реестр (сейчас это предусмотрено законодательством с целью сокращения рисков несения убытков по банковским гарантиям). ФТС рассматривала документы и принимала положительное решение о включении в реестр, при этом информируя об этом заинтересованную компанию.
После получения информации о принятии предварительно решения, эта организация должна была направить в ФТС банковскую гарантию в течение 30 дней со дня получения такого решения. По каким-то причинам, банковская гарантия была представлена в ФТС с задержкой в несколько рабочих дней (вместо 30 БГ направили через 32 дня). В результате чего документы на включение в реестр ФТС завернула и направила обоснованный отказ в адрес заинтересованной компании, что повлекло значительные убытки, а процесс включения в реестр затянулся на 90 рабочих дней. А на самом деле не хватило всего одного телефонного звонка в компанию, чтобы напомнить ей о необходимости представления документов в срок и по возможности поспособствовать устранению возникшей проблемы. Кроме того, существует множество примеров, когда бизнес пытался лоббировать свои интересы через руководящие чины, что в итоге не приводило к хорошим результатам, так как команда о мнимой помощи компании заявителю давалась руководством исполнителю, а он, в свою очередь, будучи лицом не заинтересованным, все административные процедуры по включению в реестр пускал на самотек.

Контакты

ООО Таможенно-логистическая компания «НИКАР»
адрес:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, 80, корп. 1, офис. 17

e-mail:
info@clcnikar.ru

тел:
+7 (926) 353 33 51
+7 (499) 990 59 79

Оставьте заявку

Заполните форму заявки и мы свяжемся с Вами:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Пользовательское соглашение.